Сегодня эпидемиологическая ситуация в стране требует от каждого максимального сокращения своих контактов с посторонними людьми. Это касается как повседневного общения, так и взаимодействия с госорганами и другими организациями, посетителями которых может быть неограниченный круг лиц. И если возникла необходимость в это непростое время получить ту или иную государственную услугу, стоит задуматься о выборе дистанционного обслуживания. И здесь возникает вопрос: являются ли электронные документы равнозначной заменой обычным бумажным?
На этот вопрос отвечает заместить директора Кадастровой палаты по Алтайскому краю Игорь Штайнепрайс: «Федеральный закон «Об электронной подписи» признает информацию, полученную в электронной форме и подписанную ЭЦП, электронным документом, по статусу равнозначным документу бумажному. Это значит, что электронный документ может применяться в любых правоотношениях. Соответственно, его можно предъявить на переносном носителе информации или направить по электронной почте. Важно соблюсти правило: документ необходимо направлять вместе с прилагаемым файлом электронной подписи, который является неотъемлемой частью электронного документа и свидетельствует о его подлинности. Можно также распечатать электронный документ, а переносной носитель информации просто иметь при себе на случай подтверждения подлинности содержания документа».
Наиболее популярным электронным документом в сфере оборота недвижимости продолжает оставаться выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Так, в 2019 году более 70 % выписок о квартирах, земельных участках, зданиях и пр. (а это более 1 млн документов) Кадастровая палата региона подготовила по запросам о получении сведений в электроном виде. Эта тенденция сохранилась и в первом квартале 2020 года – более 235 тыс. документов жители края запросили в цифровом формате.
Данное обстоятельство вполне объяснимо, ведь получение электронной выписки из ЕГРН имеет ряд значительных преимуществ.
Во-первых, нет необходимости посещать офис МФЦ, записываться на прием. Запросить необходимый документ можно в любое время.
Во-вторых, почти в 2 раза сокращается время ожидания готового документа, оно займет не более 3 рабочий дней. Если запрошенный документ согласно федеральному законодательству предоставляется за плату — не позднее 3 дней после получения информации об оплате.
И в-третьих, стоимость электронного документа на 25-70% ниже бумажного (в зависимости от вида запрашиваемых сведений и юридического статуса лица). Это несомненный плюс, тем более в случаях, когда необходимо получить выписки на несколько объектов.
«Электронная выписка – это электронный документ в формате xml, направленный на электронный адрес заявителя. Этот документ в обязательном порядке заверен электронной подписью специалиста Кадастровой палаты. Любое изменение в подписанный ЭП документ будет выявлено при проверке подлинности на сайте Росреестра», – отметил Игорь Штайнепрайс.