18.10.2022 вступил в силу Федеральный закон от 07.10.2022 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», которым существенно расширены полномочия прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве.
Прокурор в гражданском и арбитражном судопроизводстве наделён правом в целях обеспечения законности по своей инициативе или инициативе суда на любой стадии процесса для дачи заключения вступать в дела, инициированные в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и (или) возникшим из мнимой или притворной сделки, совершенной в целях уклонения от исполнения вышеуказанных обязанностей и процедур, а также в дела о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств.
Помимо этого, вступление в процесс предусмотрено при рассмотрении судами заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, ходатайств о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения.
В арбитражном суде прокурор также может вступить в процесс для дачи заключения в случае, если в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) затрагиваются жилищные права граждан, в том числе несовершеннолетних.
Статья 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в новой редакции наделяет прокурора правом на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и (или) возникшим из мнимой или притворной сделки, совершенной в целях уклонения от исполнения вышеуказанных обязанностей и процедур, а также о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств.
Из анализа приведённых положений следует, что изменение законодательства направлено на исключение возможности использования в противоправных целях недобросовестными участниками хозяйственного оборота института судебной власти.
Заместитель прокурора района О.А. Фролова