Выписка из похозяйственной книги – это одно из оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. Эксперты кадастровой палаты рассказали, как получить такую выписку для оформления прав.
«В Алтайском крае остается достаточно много земельных участков, права на которые собственники не могут оформить по причине отсутствия на руках правоустанавливающих документов. Один из способов получить такой документ — это запросить справку из похозяйственной книги в местной администрации по месту нахождения земельного участка», – отмечает заместитель директора Кадастровой палаты Алтайского края Ольга Мазурова.
Похозяйственная книга – форма ведения учётной документации в администрации населенного пункта, которая используется для формирования сведений о ведении личного подсобного хозяйства жителями села. Такой документ изначально применялся для формирования налоговой базы. В похозяйственной книге указываются сведения об адресе подсобного хозяйства, паспортные данные его владельца, сведения о совместно проживающих с ним гражданах с указанием родства. Помимо этого в книге отражается площадь земельных наделов и сведения о правах владения либо пользования землей, а также иная информация.
За получением выписки о предыдущем собственнике может обратится действующий владелец или претендующее на собственность лицо. Кроме того, выписку могут запросить и заинтересованные лица, например нотариусы или юристы, специализирующиеся на наследственных делах, а также представители государственных органов с целью подтверждения фактов землепользования.
Порядок предоставления выписки определяется нормативным актом муниципального образования, поэтому в различных администрациях он может быть разным. Различными могут оказаться списки документов, необходимых для предоставления выписки, сроки ее подготовки и порядок получения ответа. Поэтому, прежде чем обратиться за получением выписки, необходимо уточнить этот порядок в администрации по месту нахождения земельного участка.
Обычно выписка выдается на основании заявления, поданного на имя главы поселения. В заявлении указываются паспортные данные заявителя и иная информация по желанию заявителя, позволяющая идентифицировать земельный участок. Выписка из книги может составляться в произвольной форме, форме листов похозяйственной книги или по форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок. Для оформления права собственности выписка должна содержать следующие обязательные реквизиты:
– реквизиты записи в похозяйственной книге, номер и дата начала и окончания ведения книги, наименование органа, осуществляющего ведение книги;
– данные о гражданине – главе подсобного хозяйства;
– категория надела, адрес участка и его площадь;
– вид права на имущество;
– сведения о документах, на основании которых в книгу внесена запись;
– дата и место выдачи выписки, ФИО, должность лица, наименование организации, выдавшей справку.
Данная выписка может быть использована в качестве основания для регистрации права собственности гражданина на земельный участок, если права не были зарегистрированы.
Запросить выписку из похозяйственной книги можно не только в администрации по месту расположения земельного надела, но и в офисе МФЦ «Мои документы» или через личный кабинет на Едином портале госуслуг.
Пресс-служба Кадастровой палаты по Алтайскому краю,
тел. 557659, доб. 7091, 7092,
адрес электронной почты: press@22.kadastr.ru