В соответствии с Законом об ипотеке[1], закладная – это ценная бумага, удостоверяющая права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке. Закладной удостоверяются следующие права ее законного владельца:
1) право на получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, без представления других доказательств существования этих обязательств;
2) право залога на имущество, обремененное ипотекой.
Электронная закладная – это бездокументарная ценная бумага, имеющая равную юридическую силу с ее бумажным эквивалентом и отличающаяся от него лишь по своей форме, а также упрощенным порядком оформления и выдачи.
Возможность
оформления закладных в электронном виде появилась
с 01.07.2018 после внесения
соответствующих изменений в Закон об ипотеке.
В настоящее время Росреестр продолжает развивать электронное взаимодействие
с кредитными организациями в целях сокращения сроков оформления ипотеки
и повышения уровня безопасности сделок, предметом которых является
недвижимость.
Относительно порядка оформления электронной закладной необходимо отметить следующее. Электронная закладная составляется сторонами сделки: залогодателем (лицом, предоставившим имущество в залог) и должником (если залогодатель не является должником по обеспеченному ипотекой обязательству). Электронная закладная составляется в виде электронного документа путем заполнения в электронном виде формы, размещенной на портале государственных услуг или на официальном сайте Росреестра и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП) залогодателя (должника) и залогодержателя (кредитора). Настоящая форма электронной закладной утверждена Приказом Росреестра от 17.06.2020 № П/0203.
Составленная
электронная закладная направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением
о выдаче электронной закладной. Данное заявление представляется в орган
регистрации прав также в форме электронного документа, подписанного УКЭП
залогодателя (должника) и залогодержателя при регистрации ипотеки на основании
договора, а в случае регистрации ипотеки в силу закона,
в форме электронного документа, подписанного УКЭП залогодержателя
и залогодателя.
С учетом
изложенного практически происходит упрощение процедуры оформления ипотеки.
Электронная закладная подготавливается и направляется
в орган регистрации прав непосредственно банком, что значительно сокращает
временные затраты сторон сделки на стадии оформления прав на недвижимое
имущество.
Далее не позднее
одного рабочего дня, следующего за днем подачи заявления
о выдаче электронной закладной, если это заявление подается после
государственной регистрации ипотеки, либо не позднее одного рабочего дня,
следующего за днем государственной регистрации ипотеки, орган регистрации прав
вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной.
В электронную закладную, в частности, вносятся сведения о государственной регистрации права и ипотеки, о дате регистрации, об органе, зарегистрировавшем право и ипотеку. Далее закладная подписывается УКЭП государственного регистратора прав и передается на хранение в депозитарий (банковское хранилище ценных бумаг), указанный в электронной закладной. При этом орган регистрации прав не позднее одного рабочего дня с даты выдачи электронной закладной уведомляет об этом лиц, обратившихся с соответствующим заявлением, в порядке и способами, которые установлены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.
С учетом изложенного, после регистрации ипотеки посредством системы межведомственного электронного взаимодействия электронная закладная передается органом регистрации прав на хранение в депозитарий, указанный банком, что также значительно сокращает временные затраты и приводит к снижению суммы расходов на получение и транспортировку закладных к месту их хранения для заинтересованных лиц.
Относительно внесения изменений в электронную закладную, необходимо отметить, что они совершаются также в электронном виде путем заключения соглашения об изменении закладной.
Для внесения изменений в электронную закладную залогодержатель – владелец электронной закладной и залогодатель (должник) обращаются в орган регистрации прав с совместным заявлением в форме электронного документа. Изменения в электронную закладную вносятся посредством заполнения формы соглашения о внесении изменений в электронную закладную на портале государственных услуг или на официальном сайте Росреестра и подписываются УКЭП залогодателя (должника) и залогодержателя.
Орган
регистрации прав после проверки информации у депозитария
о владельце электронной закладной, указанной в заявлении, не позднее одного
рабочего дня, следующего за днем получения от депозитария необходимых
подтверждающих сведений, вносит изменения в регистрационную запись
об ипотеке, подтверждает внесение указанных изменений УКЭП на соглашении
о внесении изменений в электронную закладную и направляет его в указанный
депозитарий. Далее депозитарий вносит необходимую запись о снятии ограничения
по счету депо и направляет информацию об этом своим депонентам в соответствии с
законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Помимо изложенного, следует иметь ввиду, что при погашении регистрационной записи об ипотеке обращение с заявлением об аннулировании электронной закладной не требуется.
А.В. Аникина, специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля
Управления
Росреестра по Алтайскому краю
[1] Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”