Дачная амнистия 2.0 – новые возможности для граждан
в части оформления прав на земельные участки и жилые дома
В чем суть?
С 1 июля 2022 года вступила в силу так называемая «Дачная амнистия 2.0» – упрощенный порядок оформления гражданами прав на земельные участки и расположенные на них жилые дома, возведенные до 14 мая 1998 года, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы. Дачная амнистия действует в России до 1 марта 2031 года.
Кто может воспользоваться?
- гражданин, использующий жилой дом;
- наследник такого гражданина;
- иные лица, имеющие регистрацию по месту жительства в таком доме.
Какие условия?
- дом возведен до 14 мая 1998 года (до вступления в силу – Градостроительного кодекса РФ) и расположен в границах населенного пункта;
- право собственности на жилой дом у гражданина и иных лиц отсутствует;
- дом является постоянным местом проживания гражданина;
- земельный участок, на котором расположен дом, находится
в государственной или муниципальной собственности; - земельный участок не предоставлен гражданину.
Какой порядок оформления?
Подача заявления:
Гражданину необходимо подать в орган местного самоуправления (районную или городскую администрацию) заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении участка под существующим домом.
К заявлению нужно приложить следующие документы:
- схема расположения земельного участка (в случае, если земельный участок подлежит образованию);
- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;
- документ, подтверждающий подключение (технологическое присоединение) жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения и/или подтверждающий осуществление оплаты коммунальных услуг;
- документ, который подтверждает проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации жилого дома до 1 января 2013 года и из которого следует, что заявитель является правообладателем жилого дома либо заказчиком изготовления указанного документа и жилой дом возведен до 14 мая 1998 года;
- документ, подтверждающий предоставление либо передачу иным лицом земельного участка, в том числе, из которого образован испрашиваемый земельный участок, заявителю;
- документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства в жилом доме до 14 мая 1998 года;
- выписка из похозяйственной книги или из иного документа, в которой содержится информация о жилом доме и его принадлежности заявителю;
- документ, выданный заявителю нотариусом до 14 мая 1998 года в отношении жилого дома, подтверждающий права заявителя на него.
- К заявлению о предоставлении земельного участка также прилагается технический план жилого дома, в случае если в отношении жилого дома не осуществлен государственный кадастровый учет.
- Заявитель с заявлением об оформлении права прилагает все указанные документы, при условии наличия у него всех этих документов. При отсутствии всех этих документов заявитель прилагает только тот документ, который у него имеется.
Рассмотрение заявления:
Орган местного самоуправления в срок не более 30 дней со дня поступления заявления:
- проводит проверки на наличие жилого дома на испрашиваемом земельном участке (осмотр жилого дома), правопритязаний со стороны третьих лиц, решения о признания жилого дома самовольной постройкой, подлежащей сносу, иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных Земельный кодекс Российской Федерации.
- принимает решение о предоставлении земельного участка или об отказе в предоставлении.
«В случае соблюдения всех условий», – отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю Елена Бандурова, – «орган местного самоуправления самостоятельно направит документы в Росреестр для дальнейшей регистрации прав. Оформление земельного участка в собственность будет осуществляться одновременно с государственным кадастровым учетом жилого дома, если до этого дом не был поставлен на кадастровый учет, и регистрацией права собственности на жилой дом. После завершения учетно-регистрационных действий органы местного самоуправления самостоятельно направят собственнику выписку из ЕГРН[1] на указанные земельный участок и жилой дом. Также учетно-регистрационные действия могут быть совершены по заявлению гражданина».
Об Управлении Росреестра по Алтайскому краю
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Управление Росреестра по Алтайскому краю) является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, государственной кадастровой оценке, геодезии и картографии. Выполняет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, инфраструктуры пространственных данных РФ. Ведомство осуществляет федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии, государственный земельный надзор, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, оценщиков и арбитражных управляющих. Подведомственное учреждение Управления – филиал ППК «Роскадастра» по Алтайскому краю. Руководитель Управления, главный регистратор Алтайского края – Юрий Викторович Калашников.
Контакты для СМИ
Пресс-секретарь Управления Росреестра по Алтайскому краю Корниенко Оксана Николаевна 8 (3852) 29 17 44, 5097
22press_rosreestr@mail.ru 656002, Барнаул, ул. Советская, д. 16
Сайт Росреестра: www.rosreestr.gov.ru Яндекс-Дзен: https://dzen.ru/id/6392ad9bbc8b8d2fd42961a7
ВКонтакте: https://vk.com/rosreestr_altaiskii_krai Телеграм-канал: https://web.telegram.org/k/#@rosreestr_altaiskii_krai
Одноклассники: https://ok.ru/rosreestr22alt.krai
[1] По тексту – Единый государственный реестр недвижимости